ПчелаМифы Пчела
— необыкновенно многогранный символ. Она олицетворяет мудрость,
плодородие, трудолюбие, экономность, порядок, чистоту и целомудрие. В
ряде традиций пчела служила символом неба и звезд, а так же принимала
участие в сотворении мира, выступая на стороне бога против злого духа.
С
другой стороны, пчела и мед тесно связаны с потусторонним миром,
культом мертвых, похоронными обрядами. В то же время изображенные на
гробницах пчелы означали бессмертие и воскрешение, возможно, потому,
что зимняя спячка пчел истолковывалась как их временная смерть. В греческой, арийской, ближневосточной, исламской традициях пчелы были аллегорией души.
Пчелиный
рой означает землю, душу земли, защиту и материнство, трудолюбие и
бережливость. Ряд положительных символических смыслов связывается и с
пчелиным ульем: упорядоченное общество, мудрость, красноречие. Пчела и
мед являются универсальными символами поэтического слова, шире — самой
поэзии. В древнегреческой и римской традиции поэты нередко сравнивают
себя с пчелами.
В мифах пчела часто является
атрибутом или одним из воплощений Великой Матери. Пчелу связывали с
Кибелой, Артемидой (Дианой), Деметрой, Персефоной, Афродитой; их жриц
называли «пчелами». Позже пчела стала эмблемой Девы Марии. Этими
древними представлениями можно объяснить некоторые выражения,
сохранившиеся до нашего времени: украинцы называли пчелу "святой",
немцы давали ей названия "божья птица" и "птица Марии".
В
ряде традиций пчела связана и с богом-громовержцем, а так же с дубом,
выступающим и как мировое дерево, и как дерево громовержца. Зачастую
пчела — символ верховной власти. Она символизировала королевскую власть
или монархическую систему на древнем Среднем Востоке, в Древней Греции и Древнем Египте. Идеальное устройство общества в его монархическом варианте нередко соотносили с пчелиным ульем.
У египтян пчела
была эмблемой Нижнего Египта. Она — подательница жизни, символ
рождения, смерти и воскрешения, гармоничной жизни, трудолюбия и
непорочности. Вместе с тем пчела была и образом царской мощи, особой
витальной силы, царской мудрости, накопляемой подобно тому, как пчелы
собирают нектар.
В Древний Индии пчела была
символом Индры, Вишну, Кришны, Шивы. Голубая пчела на лбу — знак
Кришны; на лотосе — Вишну; над треугольником — Шивы. Из пчел,
олицетворяющих «сладкое мучение», состоит тетива бога любви Камы, и за
ним вечно тянется вереница пчел. В «Атхарваведе» духовное познание
уподобляется производству меда пчелами.
В хеттских мифах пчела сохранила мир от засухи, найдя исчезнувшего сына бога плодородия Телепинуса.
Греки видели
в символе пчелы трудолюбие, преуспевание, чистоту, бессмертие. Пчелиная
тема определяет многие черты устройства и организации древних святилищ
(например, храм Артемиды в Эфесе). Сама Артемида рассматривалась как
образ священной пчелы, Деметру называли «чистой Матерью-Пчелой»,
Великую Мать – «Царицей Пчел». В богатом мёдом Эпидамне особенно
почитали родоначальницу пчел нимфу Мелиссу.
Пчелы
считались хранительницами красноречия и пения, «птицами Муз». Зевс
Критский родился в пчелином дупле и был вскормлен пчелами. В Греции
форма улья часто использовалась для погребений; предполагалось, что это
связано с мотивом бессмертия. Кроме того, считалось, что души умерших
могут переселяться в пчел.
Пифийскую прорицательницу
называли «Дельфийской Пчелой», пчелам приписывалась способность
предвещания. Согласно дельфийской традиции, они возвели второй храм в
Дельфах.
В орфическом учении пчелы считались
воплощением души, потому, что они перемещаются роем, подобно душам,
которые, как полагали орфики, «роем» отделяются от божественного
Единого.
У кельтов пчелы переносили тайную
мудрость, идущую от другого мира. "Пчелиным путем" представляется в
описании германцев воздух, заполненный душами мертвых.
В христианстве благодаря
своему трудолюбию, пчела стала символом деятельности, прилежания,
трудолюбия, порядка и религиозного красноречия. О святых,
прославившихся своими речами, таких как св. Амвросий и св. Иоанн
Златоуст, говорится, что их слова были сладкими, как мед. Св. Амвросий
сравнивал церковь с ульем, а христианина — с пчелой, которая неустанно
трудится и остается преданной своему улью. Улей, таким образом,
является символом сплоченной религиозной общины и означает
упорядоченное и благочестивое сообщество. Пчела, которая, как
считается, никогда не спит, символизирует у христиан рвение и
бдительность. Летающая в воздухе пчела - это душа, вступающая в Царство
Небесное. Представление о том, что пчелы живут лишь ароматом цветов,
сделало их символом чистоты и воздержанности.
Поэзия* * * Возьми на радость из моих ладоней Немного солнца и немного меда, Как нам велели пчелы Персефоны. Не отвязать неприкрепленной лодки. Не услыхать в меха обутой тени.
Не превозмочь в дремучей жизни страха. Нам остаются только поцелуи, Мохнатые, как маленькие пчелы,
Что умирают, вылетев из улья. Они шуршат в прозрачных дебрях ночи, Их родина - дремучий лес Тайгета, Их пища - время, медуница, мята… Возьми ж на радость дикий мой подарок Невзрачное сухое ожерелье Из мертвых пчел, мед превративших в солнце.
О. Э. Мандельштам
* * * Дети солнечно-рыжего меда И коричнево-красной земли - Мы сквозь смерть во плоти проросли, И с огнем наша схожа природа.
Подымаясь к огню на высоты, Припадая бессильно к земле, Неустанно мы строим во мгле Наших тел шестигранные соты.
В них огонь претворяем мы в мед. И, поднявшись над солнечным краем, Точно свечи из воска сгораем...
В улье неба века и века Мы, как пчелы у чресл Афродиты, Вьемся, солнечной пылью повиты, Над огнем золотого цветка.
М. Волошин
www.newacropol.ru
|