Невероятно но факт
О медоносных пчелах знали еще древние египтяне и
греки. Все они применяли кочевое пчеловодство: перевозили на лодках и
кораблях ульи с пчелами к тем местам, где активно цвели медоносы. О
том, что древние египтяне занимались пчеловодством, говорят
запечатленный на гробницах процесс разливания меда по сосудам и
изображения пчел, датируемые 3200—2780 гг. до н. э. В Древней Греции и
Риме во время жертвоприношений туши животных и фрукты обязательно
обливали медом. А, например, племя урарту (предки современных армян),
грузины и другие народы, в мирное время использовавшие пчел для
добывания меда и воска, в период войны умело пользовались
пчелами-воинами, от жал которых отступали даже самые вооруженные и
беспощадные полчища захватчиков.
За всю
историю «сосуществования» человека с пчелами (или пчел с человеком) не
удалось приручить их, искусственно создать новые породы, ведь все
существующие разновидности (расы, популяции) пчел формировались в
основном в процессе длительного естественного отбора, продиктованного
условиями среды их обитания. Медоносные пчелы, которым поклонялись
многие народы, были, если так можно сказать, «одомашнены», то есть
находились под присмотром людей, но о составе пчелиной семьи, о
функциях матки, трутней и рабочих пчел, о процессе переработки нектара
и пыльцы люди ничего не знали. Например, за несколько веков до нашей
эры бытовало мнение, что пчелиной семьей управляет царь или царица.
Так, к примеру, греческий историк Ксенофон в своих трудах описывал
функции, выполняемые пчелиной маткой: контроль над работой пчел,
укладка и охрана принесенного ими нектара, справедливое распределение
накопленных запасов между ними, проверка сотов, которые должны всегда
быть прочными, красивыми и чистыми. Конечно, сегодня, когда об
устройстве пчелиной семьи известно очень много, а деятельность пчелиной
матки изучена почти досконально, описания Ксенофона воспринимаются с
улыбкой, но не стоит иронизировать над представлениями греков, живших
за сотни лет до нашей эры, а наоборот, нужно восхититься, что они уже
знали о матке, о «воспитании» расплода, о рабочих пчелах. Ведь римский
поэт Вергилий, увлекавшийся пчеловодством, уже в первом веке до н. э.
утверждал, что маткам необходимо подрезать крылья, чтобы рой не ушел. А
всемирно известный Аристотель изучал жизнь пчел путем наблюдений. Он
держал ульи с верхними планками, от каждой из которых пчелы оттягивали
соты. Аристотель выяснил, что пчелы приносят нектар в зобиках, а пыльцу
— на ножках, он первым высказал мысль, что трутней — своеобразных
«аристократов», а проще — «бездельников» и «дармоедов» — необходимо
оградить от кормовых источников, хранящихся в улье, натягивая сетку,
через которую рабочие пчелы смогут проходить в улей свободно, а трутни
— нет.
Лишь в XVI в. было установлено, что
владычицей пчелиной семьи является матка, которая производит на свет
потомство, что рабочие пчелы — это особи женского пола, которые в
получении потомства занимают второстепенное положение, а трутни — особи
мужского пола и играют определенную роль в произведении потомства.
В
дальнейшем пчеловоды ряда стран пытались найти различные методы
управления пчелами, менее трудоемкие и щадящие способы выемки сотов из
ульев, которые пчелы плотно склеивали. И опять-таки, если бы пчеловоды
использовали опыт греков, применявших ульи с открытым верхом и
брусочки, на которых пчелы строили соты, можно было бы значительно
раньше разрешить многие проблемы.
В конце
XVII века французский ученый Реомюр сконструировал улей с двумя
стеклянными стенками, что позволило наблюдать за жизнью пчел. Он
доказал, что пчелиная матка вовсе не царица, а самка, откладывающая
яйца, и выращивают ее пчелы-работницы благодаря специальному корму. С
этого периода начинается абсолютно новая пора в развитии пчеловодства.
Так, в том же веке швейцарский пчеловод Франсуа Гюбер сообщил о
спаривании маток вне улья, а затем высказал идею об искусственном
оплодотворении маток. Он выяснил, что для создания воска пчелы
используют мед и нектар, а не пыльцу растений. Нужно обязательно
сказать, что Франсуа Гюбер в результате ряда несчастных случаев в
молодости потерял зрение, а его наблюдения и открытия сделаны
значительно позже. Невольно задаешься вопросом: каким образом слепой
человек смог установить те факты, которые оставались незамеченными
людьми, обладающими великолепным зрением? Здесь нужно отдать должное
соратнику Гю-бера Франциску Бюрнану, который, зачитывая другу научные
труды по физике и естественной истории, сам заинтересовался науками.
Кроме того, он подмечал многочисленные детали в увиденном и великолепно
их пересказывал Гюберу, который, в свою очередь, размышлял над
полученной информацией и делал свои открытия.
У
восточных славян мед известен испокон веков, в русских народных
сказках, где фигурирует медведь, должен быть и мед, а фраза «Мед-пиво
пил...» говорит сама за себя. В Новгородской летописи, например,
датируемой 1016 г., перечислены законоположения относительно русского
бортевого пчеловодства, где за порчу бортных деревьев и выломку меда
налагались большие штрафы. Ведь как добывался мед? Набрел мужик в лесу
на дуплянку, должен раскромсать ее, чтобы выломать мед и воск. Лезет на
дерево с дымящейся головешкой (ведь пчелы защищают свой дом, для
собственной же безопасности их необходимо закурить дымом) в одной руке,
в другой — берестяной кузов и нож. Выберет мужик полезные продукты, а
пчелы в разоренное гнездо не возвращаются, и семья под зиму погибает.
Позже пчеляки (пчеловоды) стали расчищать лесные полянки и
устанавливать на них вертикальные дупляки и горизонтальные
колоды-лежаки с пчелами, огораживать свои пасеки. По осени закурят или
затопят водой пчел, затем вырежут соты с медом, вытопят в печи и на
продажу ароматный медок. Со временем пришла идея не уничтожать пчелиную
семью, а просто вырезать только медовую часть гнезда, оставляя на зиму
пчелиную семью.
Во времена
феодально-крепостнического строя крестьяне платили феодалу оброк медом.
Медом и воском обширно торговали, в Новгороде же с медом проводились
«кредитные операции», его можно было давать в долг под проценты. Уже в
VII в. пасеки и пасечное мастерство передаются по наследству из рода в
род, пчел разводят недалеко от своих хозяйств, поближе к дому. В начале
XI в. путешественник Галл, посетив западные и южные области нашей
страны, восторженно писал, что видел великое множество пчел, пчельников
и пасек, невероятное обилие меда и воска. Примитивное бортническое
пчеловодство на Руси особенно развилось в XVI веке. Но с открытием
Америки и морского пути в Ост-Индию главный конкурент меда — сахар стал
поступать в Россию. Бортничество постепенно пришло в упадок.
С
1814 года П. И. Прокопович своим открытием ставит пчеловодство на
научную основу. Этот великолепнейший архитектор разработал разборный
рамочный улей, который позволял собирать мед, не разоряя и не уничтожая
пчелиные семьи. По сути, конструкция этого улья используется
пчеловодами и по сей день. Улей состоял из трех отделений, разделенных
сеткой. В нижнем работала матка, в верхних работали пчелы, соты были
подвижными, откачку меда можно было проводить не беспокоя пчелиную
семью. В дальнейшем Прокопович изобрел искусственную вощину и
медогонку. Русский изобретатель внес тем самым большой вклад в
пчеловодство. Россия в начале XX в. стала основным конкурентом Америки
по экспорту меда.
С приходом советской
власти сельскохозяйственным министерством были организованы пасечные
хозяйства во многих районах страны. Добыча меда и воска были поставлены
на поток. Пчеловодство также играло важную роль в повышении урожайности
плодово-ягодных и зерновых культур. С развалом страны развалились и
большие пасечные хозяйства, но в различных странах СНГ остались
энтузиасты, профессионалы и истинные любители-пчеловоды, которые
разводят пчел, добывают мед и воск, переписываются, делятся опытом,
издают книги, набирают учеников и передают им свой опыт. Хочется
верить, что ,в будущем местным пчеловодческим организациям
государственные сельскохозяйственные структуры будут уделять больше
внимания.
www.pcheli.ru
|