О том, что общего у улья и Церкви,
почему евреи не приносили в жертву Богу мед и для чего царь Соломон
советовал сыну смотреть на пчел «ТД» рассказал Константин Викторович Неклюдов, заведующий редакцией Священного Писания в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия».
Мёд, столь любимый
сегодня нами, был известен и в библейские времена, о чем неоднократно
упоминается в Ветхом Завете: «Ешь, сын мой, мёд, потому что он приятен, и сот,
который сладок для гортани твоей» (Прит. 24:13). Однако образность мёда и пчел в
текстах Священного Писания очень богата и многогранна. Ханаан, называемый
землёй, где «течет молоко и мёд», пожалуй, является самым известным образом,
где упоминается этот сладкий продукт. Здесь мёд выступает в качестве символа
изобилия: земля, принадлежащая Господу и изобилующая Божиими дарами,
описывается как «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мёд» (Исх.
3:8; Чис. 14:7; Втор. 1:25; 6:3; 11: 9; 26:9, 15; 27:3; Иер. 11:5; 32:22).
Множество упоминаний о мёде в прямом и переносном смыслах свидетельствует о его
распространенности в столь древние времена.
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД
ПЧЕЛ, ИХ ТРУДОЛЮБИЕ, ПРЕВРАЩЕНИЕ ПОДЧАС ГОРЬКИХ ЦВЕТОВ В СЛАДЧАЙШИЙ МЕД СТАЛО
ПРЕДМЕТОМ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ У МНОГИХ БИБЛЕЙСКИХ АВТОРОВ.
|
Пчелы были приручены в
Египте уже в период Древнего Царства, но о подобной практике в древней
Палестине у иудеев вплоть до эллинизма источники не сообщают, хотя здесь есть
расхождения в мнениях у специалистов. Однако нельзя исключить, что в Палестине
пчел могли разводить в искусственных ульях. Единственное, что известно
наверняка - мёд диких пчел собирали: «И пошел весь народ в лес, и был там на
поляне мёд. И вошел народ в лес, говоря: вот, течет мёд». (1 Цар. 14:25-28). Мёд
добывался из ульев диких лесных пчел, но его могли собирать и в горах, о чем
неоднократно упоминается в Ветхом Завете: «Он вознес его на высоту земли и
кормил произведениями полей, и питал его медом из камня и елеем из твердой
скалы» (Втор. 32:13), «Я питал бы их туком пшеницы и насыщал бы их медом из скалы»
(Пс. 80:17).
Использование метафор характерно
для языка Ветхого Завета, как и для всякого древневосточного религиозного
текста. Коллективный труд пчел, их трудолюбие, превращение подчас горьких
цветов в сладчайший мед стало предметом для сравнения у многих библейских
авторов. При этом отмечались не только положительные по человеческим
представлениям качества. Рой пчел иногда использовался в качестве образа
вражеской силы: «окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем
Господним я низложил их» (Пс. 117:12); в описании заклятых врагов израильтян -
амореев: «И выступил против вас Аморрей, живший на горе той, и преследовали вас
так, как делают пчелы, и поражали вас на Сеире до самой Хормы» (Втор. 1:44); в рассказе об ассирийцах, пришедших по
попущению Господа, покарать израильтян: «И будет в тот день: даст знак Господь
мухе, которая при устье реки Египетской, и пчеле, которая в земле Ассирийской»
(Ис. 7:18).
Особенно часто метафоры, в основу которых
положены наблюдения людей за животными, встречаются в библейской литературе,
которую принято относить к жанру премудрости: «И подлинно: спроси у скота, и
научит тебя, у птицы небесной, и возвестит тебе» (Иов 12: 7); «Вот четыре малых
на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом
заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на
скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками
цепляется, но бывает в царских чертогах. Вот трое имеют стройную походку, и
четверо стройно выступают: лев, силач между зверями, не посторонится ни перед
кем». (Прит. 30:24-30). Так, Соломон усматривает мудрость в пчелах: «Пойди к
пчеле и познай, как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее
труды употребляют во здравие и цари, и простолюдины; любима же она всеми и
славна, хотя силой она слаба, но мудростью почтена». (Прит. 6:8.). Текст
предельно ясен, ибо в нем уже названы действия пчелы, за которые автор Притчей
готов назвать ее мудрой: трудолюбие, польза от трудов пчел всяким людям, даже
царям. Другим библейским текстом, помогающим понять это высказывание, могут
быть слова из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова: «Мала пчела между
летающими, но плод ее - лучший из сластей» (Сир. 11:3). Пчела, также как и
муравей, являют примеры усердия, а также своими действиями показывают знание
мудрости, чему люди должны учиться от них.
«НИКАКОГО ПРИНОШЕНИЯ
ХЛЕБНОГО, КОТОРОЕ ПРИНОСИТЕ ГОСПОДУ, НЕ ДЕЛАЙТЕ КВАСНОГО, ИБО НИ КВАСНОГО, НИ
МЕДУ НЕ ДОЛЖНЫ ВЫ СОЖИГАТЬ В ЖЕРТВУ ГОСПОДУ»
|
В книге Левит
говорится о запрете приносить мёд в жертву Господу: «Никакого приношения
хлебного, которое приносите Господу, не делайте квасного, ибо ни квасного, ни
меду не должны вы сожигать в жертву Господу» (Лев. 2:11).
Среди экзегетов нет
единства в том, что касается предписания. Некоторые считают, что евр. «деваш» (мёд)
в данном случает обозначает продукт пчеловодства и недостаточно чистый мед
из-за примесей мог привести к брожению. Как считают многие специалисты, если
«деваш» включал виноградный мёд, то данный запрет мог быть полемикой с
языческой практикой жертвоприношений лепешек с добавлением изюма, которая
демонстративно должна была быть отвергнута сынами Израилевыми: «И сказал мне
Господь: иди еще и полюби женщину, любимую мужем, но прелюбодействующую,
подобно тому, как любит Господь сынов Израилевых, а они обращаются к другим
богам и любят виноградные лепешки их» (Ос. 3:1). Таким образом, предписание в
книге Левит о мёде можно понимать как полемику против использования мёда в
практиках языческих жертвоприношений, обычных для древнего Ближнего Востока.
Пчела в Ветхом Завете
использовалось и как имя собственное. Воинственная пророчица Девора («Пчела») «жила
под Пальмою Девориною, между Рамою и Вефилем, на горе Ефремовой; и приходили к
ней [туда] сыны Израилевы на суд» (Суд. 4:5). Именно она подняла израильские
племена на борьбу с врагами, и в битве израильтян против Сисары у потока Киссон
враг иудеев был поражен (Суд. 4:15). Также Деворой звали кормилицу Ревекки, и в
Священном Писании есть описание её смерти: «И умерла Девора, кормилица
Ревеккина, и погребена ниже Вефиля под дубом, который и назвал [Иаков] дубом
плача» (Быт. 35:8).
«ПОДРАЖАЙ ОСОБЕННОМУ
СВОЙСТВУ ПЧЕЛЫ, КОТОРАЯ, НИКОМУ НЕ ДЕЛАЯ ВРЕДА И НЕ ПОРТЯ ЧУЖОГО ПЛОДА,
СОСТАВЛЯЕТ СОТЫ»
|
В Новом Завете пчелы
не упоминаются, но о мёде говорится. Мёдом диких пчел питался Иоанн Креститель:
«Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах
своих, а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:4). Мёд в качестве пищи
употреблял Иисус Христос, когда после воскресения пришел к апостолам и «они подали
Ему часть печеной рыбы и сотового меда» (Лк. 24:42).
К образу пчел
прибегают и святые отцы в нравственных предписаниях, а также и в произведениях
о творении мира: например, Амвросий Медиоланский сравнивает «пение пчел» с
звучанием труб (Шестоднев 5. 76). Климент Александрийский в «Строматах»,
обращаясь к тексту Притч Соломона (6:6, 8), хвалит трудолюбие пчелы, ведь она «собирая
нектар с цветов всего луга, производит единственные соты» (Строматы 1. 6. 33.
6). Помимо этого сбор меда символизирует единство, ведь пчелы делают соты со
многих цветов.
Постоянно восхваляются
в святоотеческих текстах умение и мудрость пчел, которые проявляются при
собирании цветочного нектара и строительстве сот. Так Василий Великий в
«Шестодневе» призывает, наблюдая за пчелами, учиться у них: «Подражай
особенному свойству пчелы, которая, никому не делая вреда и не портя чужого
плода, составляет соты». Якобы бесполое размножение пчел становится символом
христианской чистоты и девства, о чем, например, пишет Амвросий (De
virginibus 1. 8. 40-41 // PL 16. 210-211). Но
пчелы иногда используются и как символ хитрости и коварства, в частности об
этом говорит Григорий Великий в «Беседах на книгу Иеезекииля» (1. 9. 21 PL
76. 880). Иоанн Дамаскин сравнивает пчел, которые прогоняются дымом, с злыми мыслями,
изгоняемыми благодатью Божию (PG 96. 1037).
У Оригена пчелиный
улей приводится как символический образ Церкви, а пчелиный «царь» Христос (In Is
2. 2). Церковь и верующих сравнивает с пчелиным ульем и Афанасий Великий: «Итак,
Церковь есть пчела, делатель меда - она же, предпочитающая всему божественную
мудрость. Ее труды употребляют во здравие цари и частные люди, хотя она и
несильна...Однако, имея слово веры, она имеет жало в явлении Духа и силы Божией,
так что уничтожает ереси, как бы трутней, рассекая их показанием истины»
(Толкование на Псалмы, 117. 12). Григорий Назианзин призывает христианина в
духовной жизни трудиться так же как пчела на лугах: «О если бы поступили так и
мы, Христос пчельник, мы - имеющие перед собою такой образец мудрости и
трудолюбия!» («Слова», 44).
За помощь в подготовке материала
благодарим Неклюдова Константина Викторовича, заведующего редакции Священного
Писания в Церковно-научном центре «Православная энциклопедия».
www.taday.ru
|