Немногие животные играют в символике народов мира такую большую роль,
как пчела - олицетворение этической чистоты, нравственности,
вдохновляющая и возвышающая сила. Для многих племен Африки в ХХ веке
характерен тотемизм
- комплекс верований, мифов, обрядов и обычаев родоплеменного общества,
связанных с представлением о сверхъестественном родстве между
определёнными группами людей и так называемыми тотемами - видами
животных и растений. Тотемная группа считает себя связанной с тотемом
общим происхождением от мифических предков - полулюдей-полуживотных или
полурастений - и видит в нём покровителя и подателя жизненных благ.
Так, на стене пещеры на севере Южной Африки, изображены два человека,
держащих в руках пчелиные соты и окруженных пчелами.
Пчелиный тотемизм выражен в названии целых родов у нуэр и динка,
и в его основе лежит вера в сверхестественную общность с животным, а
размножение пчел показывает особую духовную деятельность, необычное
выражение духовной силы. Кроме того, у племен существует и табуирование
- у каждого клана существует запрет на убийство какого-либо животного.
Это животное в понимании африканцев - предок, и его убийство
равнозначно убийству предков. У нуэр и динка табуируются пчелы.
Великолепие ювелирных украшений, их изысканность,
индивидуальный стиль был значим как у монархов, так и простого народа.
У африканских племен богатство ювелирных изделий не только подчеркивало
величие вождя африканского племени или красоту его жены, но и служили
"охранными поясами" и защищали правителя и его народ от злых сил. При
этом самыми мощными оберегами считались именно металлические,
закаленные Пламенем Огненным.
Художественное чувство материала ощущается в изделиях из
разных металлов и сплавов: железа, меди, золота, олова, алюминия,
бронзы, латуни. Западноафриканский народ ашанти
(современная Гана, бывшая британская колония Золотой Берег) создавал
украшения особым способом, где сюжетной линией был природный объект:
насекомые (в том числе и пчелы), зернышко, клешня краба или куриная
лапка. Его покрывали многослойной смесью толченого древесного угля и
глины. Форму сушили и обжигали, а пепел исходного материала высыпали,
заливая в отверстие расплавленный металл. Кроме того, существовал
способ отливки с помощью восковой модели, когда мастер мог не только
повторять образы природы, но и самостоятельно воплощать собственное
видение мира. Восковые фигуры посыпали порошком из кирпича или глины,
обрабатывали огнем. Воск при этом вытекал, уступая место расплавленному
металлу. Такие изделия хранили в своей ауре мысли, чувства мастера, их
создавшего и имели силу талисмана, оберега.
У народа Центральной Африки Монбутту можно встретить
татуировки в виде пчелы на обнаженных телах женщин, изящные украшения
пчелиной тематики.
В дни празднования тотемного животного, жители племен Австралии и Африки раскрашивают тела по подобию пчелы.
"ВЛАСТИТЕЛИ ОГНЯ" ЮЖНОЙ АМЕРИКИ
Колумбийские индейцы не возводили роскошные города и не знали
письменности. Но в памяти человечества они навсегда останутся
непревзойденными ювелирами. В Музее золота - Мусео-дель-Оро - в Боготе
хранятся около 50 тысяч произведений искусства, из которых 12 тысяч -
ослепительных предметов из золота. Развитию ювелирного дела в
доиспанской Колумбии способствовали два фактора: открытие в глубокой
древности обширных залежей золота, меди, изумрудов и выдающиеся
творческие способности ее жителей.
Золотых дел мастеров наделяли сверхчеловеческими качествами и приписывали божественное происхождение, их называли "Властителями Огня".
Они обладали особым статусом в обществе. Предметы из золота были
атрибутами религиозных культов, символизировали власть и использовались
для заклинания Божеств и Сил Природы.
При изучении процессов создания ювелирных украшений у народов
мира, отмечается одна интересная закономерность: в технологическом
процессе изящного литья использовался пчелиный воск
(технология "потерянный воск"). Следовательно, в этих странах было
развито пчеловодство. Так, ученые-археологи отметили любопытную
особенность: среди находок в Перу отсутствуют литые изделия,
столь часто встречающиеся в Центральной Америке, Мексике, Колумбии.
Здесь они были выполнены ковкой, обжигом, украшены резьбой. Этот факт
объясняется учеными тем, что единственным поставщиком воска в Южной
Америке была разновидность местных пчел - медоносной, но не жалящей, семейства мелипонид.
Они отсутствуют на плоскогорьях и западном побережье Перу, где народы
не знали техники литья соседей - "потерянный воск". Конкистадоры
переплавляли награбленные украшения, не оставляя даже их описания.
Вальтер Скотт писал о "золотой лихорадке": "Золото убило больше душ,
чем железо - тел".
Однажды партия Эрнана Кортеса отправилась в Перу в поисках империи инков. В городе Куско
они обнаружили храмы и дворцы, стены которых были покрыты золотом и
серебром. В императорском дворце три комнаты были до самого потолка
заполнены золотыми украшениями, пять комнат - серебром, запас 100 тысяч
золотых слитков по пять фунтов каждый. Золотой трон с золотой
скамеечкой весил около 114 кг. Даже шесты для переноски этого паланкина
были покрыты золотом. Везде стояли молельни и усыпальницы предков,
заполненные статуэтками, изображениями птиц, рыб и мелких животных, а
также серьгами и нагрудниками. Конкистадоры обнаружили дивный "сад" -
деревья, кусты, птицы, фонтаны - все было сделано из чистого золота. Во
дворе было "засеяно" поле маиса - каждый стебель его был сделан из
серебра, а початок из золота. На золотых початках сидели золотые
бабочки, а золотые пчелы опыляли золотые цветы. Размер поля
составлял 91,44 на 182,88 метров. Таким был великий город Куско в XVI
веке, во время правления Инки Уайна Капака.
Однако, все несметные сокровища, которые испанцы награбили в
Перу, были лишь малой частью того, чем владели инки. Когда, после
завоевания страны, Инка Манко II встретился с испанским послом, он
высыпал перед ним бокал кукурузных зернышек. Потом взял одно из них в
руки и сказал: «Это все, что вы смогли украсть из золота инков». А
потом показал на оставшиеся: «А это то золото, которое осталось у нас».
Страны Южной Америки не прячут золото предков. Ювелирные
изделия можно увидеть в международном аэропорту Боготы "Эльдорадо", где
создана передвижная экспозиция украшений из золота.